01.07.2008
Создав шесть госкорпораций, чиновники обнаружили, что забыли определить общие принципы их работы, а также госконтроля за выделенными деньгами. Но как установить надзор, чиновники не знают.
Госкорпорации были созданы неправильно, считает замминистра финансов Татьяна Нестеренко. «Могу признаться, что мне не нравится то, что происходит относительно госкорпораций», — заявила она вчера после заседания правительства: прежде чем создавать их, надо было написать рамочный закон с комплексной моделью управления. Сейчас же для каждой госкорпорации пишется отдельный закон, хоть и практически под копирку. «Госкорпорации — это собственный мир, — сетует она, — жалко, что мы такое допустили»
Счетная палата может сейчас контролировать только одну госкорпорацию — «Росатом». По другим это «почему-то не прошло», говорит Нестеренко, возможно, потому, что большинство из госкорпораций — «временные». Она не исключает, что к вопросу контроля в госкорпорациях Минфин рано или поздно вернется.
«Мы сами заключаем договоры со Счетной палатой, но это приходится делать по каждому проекту, — говорит представитель фонда содействия развитию ЖКХ Ростислав Мурзагулов. — А нужен системный подход. Мы сами заинтересованы, чтобы деньги тратились эффективно».
«Рамочный закон уже упустили», — признает чиновник правительства: он не будет распространяться на уже созданные госкорпорации, поэтому нет смысла его принимать. А у Счетной палаты или Росфиннадзора право контроля должно быть, рассуждает он.
Сейчас у госкорпораций существует система внутреннего (контрольно-ревизионные управления) и внешнего контроля в лице чиновников (наблюдательный совет), но государственные контрольные органы оказываются в стороне, говорит представитель Росфиннадзора. Как только деньги поступают на счета подрядчиков, они перестают быть бюджетными, а становятся средствами госкорпорации, замечает он. По его мнению, механизм надзора за деньгами госкорпораций не должен отличаться от контроля за бюджетными средствами.
Если деньги будут контролироваться так же жестко, как и бюджетные, то госкорпорации могут потерять гибкость в расходах, говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, однако в целом идею Минфина он поддерживает. У антимонопольной службы к госкорпорациям полно и своих претензий, изложенных в докладе ФАС о состоянии конкуренции в России (внесен в правительство): им переданы государственные функции, их прибыль не подлежит распределению, а правила раскрытия информации менее жесткие, чем у акционерных обществ. Сам институт госкорпораций — это одна из угроз развитию конкуренции, говорится в докладе. Все госфункции надо у госкорпораций изъять, предлагает ФАС, а правительство должно разработать критерии оценки их деятельности.
Механизмов контроля за расходованием средств госкорпорации и так достаточно, считает первый замгендиректора «Ростехнологий» Алексей Алешин. «К нам может прийти и Генпрокуратура, и Счетная палата. Что еще нужно? — удивляется он. — А в наблюдательный совет входят высокопоставленные представители правительства».
«Лучше поздно, чем никогда», — говорит партнер ФБК Игорь Николаев, но это попытка отремонтировать то, что нужно в корне поменять. Ведь ВЭБ по своей сути — акционерное общество, а фонд ЖКХ — федеральная целевая программа, рассуждает он, а для управления средствами «Роснанотеха» можно привлечь управляющую компанию.
Надежда Иваницкая
Дмитрий Казьмин
Евгения Письменная
Источник:
Ведомости
Адрес в интернете:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/07/01/153152